Старая версия сайта


Cайт находится в стадии наполнения. Для перехода к старой версии сайта и ознакомления с материалами прошлых номеров газеты перейдите по ссылке

>>

№ 7 (297), август 2016 г.
«Площадь Революции». Время 00:00

Если вы любите острые ощущения и у вас развито воображение, спуститесь на станцию «Площадь Революции» ровно в полночь, когда на электронном табло горит мистическое время «00:00». Под белыми сводами не будет ни души. Мертвенный свет. Мраморные плиты блестят как заветренный кусок сала. А в арках — притаились бронзовые люди, по 20 фигур с каждой стороны. Каждая имеет три копии. Расположены они друг против друга, но как бы в зеркальном отражении, по диагонали.
Это — зеркала нездешнего мира... Скульптуры на «Площади Революции» стали своеобразными памятниками ушедшим из жизни советским людям. Умер футболист — и дали ему, как фараону, в руки то, что он любил больше всего на свете — мяч. А парашютисту — парашют... Прощайте, советские люди!
Да, в жизни советские люди выглядели не так, как памятники на «Площади Революции». Но ведь именно эти люди разгромили фашизм и построили сверхдержаву. Значит, по сути своей, по лучшим своим чертам, советские люди были именно такими, какими мы их видим на «Площади Революции».
Сегодня они умирают один за другим, юноши и девушки конца 30-х, — те, что не погибли на полях войны... Они умирают, а их матрицы на «Площади Революции» остаются. Глаза всё так же залеплены скульптурной катарактой — но это уже печать смерти... Оттого-то мне и было не по себе на «Площади Революции» в ночной час. Закрыв глаза, я словно слышал их голоса: любовный шёпот, крики футбольных болельщиков, возгласы купальщиков, стахановское «Даёшь!» и интербригадовское «Они не пройдут!», глухой голос Сталина и взвинченный – Кагановича, приветственные крики толпы, стоны и жалобы, слова утешения и мольбы, предсмертные хрипы и первые крики младенцев... Шквал голосов всё нарастал, точно кто-то медленно, но неуклонно увеличивал громкость невидимых динамиков и вдруг, достигнув апогея, разом оборвался. Раздалось знакомое шипение. Я открыл глаза. Это был прибывший поезд, быть может, последний. Людей в нём не было совсем. Загробный голос, особенно жутко звучащий на пустой станции, сообщил, что двери закрываются и что следующая станция – «Курская», – и ярко освещенный поезд, набирая скорость, исчез в черной дыре туннеля. Остался ветер. Я стоял на пустой платформе, прямо напротив дыры. Мы смотрели в неё – я и бронзовые люди. Что было там, по другую сторону?
Замер подземный город-паук. Горит кровавое «00:00» на табло — то ли это «время зеро», то ли символ того, что оказались мы в начале чего-то или в конце. Кажется — вот выскочит цифра на электронном секундомере и оживут, словно Медный всадник, бронзовые люди и шагами командора отправятся в путь: занимать вокзалы, почту, банки, телеграф, телефон, телевидение и радио... Поднимутся, как в «Страшной мести» Гоголя, все низвергнутые дзержинские, свердловы, сталины... С математической точностью, секунда в секунду, двинутся в Москву с разных концов разрушенной советской империи все памятники Ленину… Затрясется земля под их ногами, завоют собаки от Бреста до Владивостока...
...Я поднимался наверх из царства мёртвых. Фонари на длинных подставках горели, как погребальные факелы. Дремала бабушка-контролёр в стеклянном закутке. Расставив мускулистые ляжки, стоял полицай с автоматом, а за дверями, у вентиляционной решётки, сидел в точно такой же позе, как фигуры под землёй (я даже вздрогнул), продрогший от холода бомж с красными, как у собаки, глазами. И я подумал: неужели именно так будет выглядеть памятник нашей эпохе?

Андрей ВОРОНЦОВ, svpressa.ru


22 ЯНВАРЯ

Премия «Слово к народу» присуждена депутату и журналисту Наталье Еремейцевой

Номер в формате PDF
№ 7 (297), август 2016 г.
Средство массовой информации: ГАЗЕТА «НА РУССКОМ РУБЕЖЕ» © 2012