Старая версия сайта


Cайт находится в стадии наполнения. Для перехода к старой версии сайта и ознакомления с материалами прошлых номеров газеты перейдите по ссылке

>>

№ 7 (297), август 2016 г.
Булки, которые мы потеряли

Писатель Алексей Ивакин просто замечательно прошёлся по последнему фильму о «России, которую мы потеряли».

Попробую
поразмышлять, почему российское кино о Первой Мировой или Гражданской или о Царской России уныло и тошнотно. Ну, единственная и главная причина этого - творцы наши бездарны. Ничего больше, как копировать голливудские штампы они не умеют. Да и меряют по себе - кроме бабла и секса у них в голове больше нет ничего. Они даже материал для фильма нормально выбрать не могут.
А ведь период николаевско-второй России весьма интересен по фактажу (совокупности фактов, используемых для подтверждения, доказательства или опровержения чего-либо, - ред.). Поэтому для того, чтобы талантливо рассказать историю, особенно через кино, необходимо выпукло показать обе стороны конфликта. Обе, подчеркиваю.
А современные кинодельцы сплошь белодельцы. Потому и Михалков страдает по невинно убиенным офицерам, и Месхиев пытается изобразить ангелов в шинелях. Красные же изображаются либо невнятным фоном, либо опереточными демонами. Но на земле нет ни ангелов, ни демонов. Есть существа и хуже, и лучше одновременно. Имя им легион человеческий.
Ну, не может получиться хорошим фильм "БатальонЪ", если в фильме нет рассказа о том, почему это мужики в гимнастерках задолбались воевать. Ну, развалена была армия к лету семнадцатого года. И совсем не большевиками. А февральскими либералами. Был такой приказ №1. В нём отменялось подчинение рядового офицеру. Теперь недостаточно было приказать, надо было солдата уговорить. Да, какой там, в атаку идти... В карауле стоять. Теперь рядовой мог послать офицера, куда душа пожелает. Это ведь не я, не советские историки, а генерал Деникин сказал, что Приказ №1 дал "Первый, главный толчок к развалу армии".
Первый и главный. А не агитаторы. Агитаторы уже потом подхватили знамя, когда полки и дивизии плевали на всё и ехали эшелонами домой, на волю.
Нельзя разагитировать тех, кто уверен в своей правоте. Пропаганда работает только тогда, когда почва подготовлена. Вот Великая Отечественная - немец под Москвой, Ленинградом, Сталинградом. Но нет братаний с фрицами. Нет дезертирства полков и дивизий. Нет массовой сдачи в плен частями. Есть одиночные бегства, это да. Есть попавшие в плен в страшных котлах сорок первого. Но не зафиксировано ни одного случая, чтобы какой-то полк взял, сел в поезд и уехал домой. НКВД тут не причем. Никакие заградотряды не удержат дивизию.
В самые страшные дни сорок первого и сорок второго армия держалась, давая возможность тылу мобилизоваться. А в семнадцатом, когда немец был далеко от всех столиц, солдатики вдруг задолбались воевать. Почему? Да, не народная это была война. Чужая. А вот Великая Отечественная была войной народа.
Война чужая, пригнали тебя как скотину на польский фронт, воюй там. А в тылу, говорят, царь-батюшка велел крестьянам землю раздать. Сиди тут в окопе, а в деревне кулак Трофим твою землицу под себя подгребёт.
Царя скинули, свободу дали Приказом №1. Таперича воля всем будет. Таперича можно ахвицера по матушке послать, да домой собираться. Да не одному, а всем гуртом, так подручнее.
Наивный Керенский решил мужичков устыдить созданием женского батальона смерти, на чём киношники решили заработать спустя сто лет. Ага, так устыдил, что иначе как "проститутками" этот батальон солдаты и не называли.
Снимать про Россию, которую кто-то потерял, можно лишь тогда, когда ты показываешь обе стороны этой России. И хрустящую булкой, и жующую лебеду.
Но про лебеду они теперь не могут. Они её не ели. Они только про булку могут.
Ну, хорошо, пусть про булку. Колокола, ярмарка, юнкера, румянец, революция, вороны, зима, чека, расстрел, героические походы, пароход в тумане, такси в Париже. ВСЁ! История какого-то терпилы. Пусть большевики угрюмые гориллы, пусть злодеи адские. Но юнкера-то, как ни крути - лохи. Вот потому белодельческие истории и унылы. Потому, что они про лохов. Пусть симпатичные, пусть наодеколоненные. Пусть с аксельбантами. Но - лохи.
Я вот пишу рассказы и повести о Великой Отечественной - мне их легче писать. Потому что у моих героев есть будущее. Как минимум сорок лет нормальной, тяжелой, но счастливой жизни. А у этих юнкеров нет ничего. Путь белодельца - это путь самоубийцы. Пораженческий путь.
"Хождение по мукам", "Белая Гвардия", "Тихий Дон" - вот потолок. Выше не прыгнуть. Но там были талантищи, гении, а наши киноделы - бездари.
Если бы я писал литературную основу для фильма "БатальонаЪ", я б написал так. Первая треть фильма - окопный быт обычного пехотного батальона в условиях лета 1917 года. Приказ №1, громадная усталость, отсутствие ненависти к немцам, таким же бедолагам, ненависть ко всем, кто в погонах.
Вторая треть - прибытие бабского батальона. Ой, вот тут тема. И ржач над бабами, и вылазки стрелков в расположение к соседкам, сами понимаете зачем. И усиление накала ненависти к начальству. Вот уже и баб начали посылать.
Третья треть - бабский батальон идёт в атаку, а остальные... Лежат в окопах, покуривают и наблюдают.
И общая идея - "Ну и для чего всё это надо было?" И один из героев обязательно был бы большевиком. Нормальным. Без навязанных либерастами догм...
Но всё равно не снимут. Этот сюжет противоречит их потерянным булкам.

ivakin-alexey.livejournal.com


22 ЯНВАРЯ

Премия «Слово к народу» присуждена депутату и журналисту Наталье Еремейцевой

Номер в формате PDF
№ 7 (297), август 2016 г.
Средство массовой информации: ГАЗЕТА «НА РУССКОМ РУБЕЖЕ» © 2012